Язык и письменаФорум глобализации русского языка. Москва, 6 Июня 2019
Форум глобализации русского языка. Москва, 6 Июня 2019
15.06.2019 2620
6 Июня 2019 лета состоялся Первый международный форум глобализации русского языка в музее славянской истории и культуры художника Константина Васильева в Москве.
По мере доступности видеоматериалов с форума мы будем публиковать их на этой странице.
🎬 Описание: Первый международный форум глобализации русского языка. Состоялся в июне 2019 в музее славянской культуры имени художника Константина Васильева в Москве. Обсуждались проблемы сокращения области русского языка, размывания иностранными словами, потери смысла слов и другое. Предлагались пути решения проблем через школьное образование, научную, общественную, и политическую деятельность.
Видеопротокол выступлений участников форума, часть 4
🎬 Выступающие: Сергей Сухонос (учёный, исследователь): Русское дело. Александр Ибрагимов (Школа здравого смысла): Объединяющий русский язык. Андрей Никонов (преподаватель): Русская школа за рубежом. Андрей Паршев (писатель, экономист, член генерального совета «Партии дела»): Экономическая основа русского языка. Олег Чагин (директор Института антропогенеза): Физиологические основы русского языка. Илья Михнюк (проект «Нам нужна иная школа»): Как система образования убивает русский язык. Александр Иванов (Институт Русского Языка ЯСНА): Русский язык за гранью науки. Татьяна Олешкевич (центр Развития личности и семьи): Что значат русские традиции. Дмитрий Фронтов (проект «Сталинский букварь»): Обучение детей по советским учебникам. Андрей Старцев: Как и зачем уничтожить русский язык. Сергей Магнитов (филолог): Как политики делают языки. Андрей Никонов (преподаватель): Огромная потребность в русском языке. Роман Василишин (писатель, политолог, общественный деятель): Заключительное слово.
Видеопротокол выступлений участников форума, часть 3
🎬 Выступающие: Андрей Паршев (писатель, экономист, член генерального совета «Партии дела»). Олег Чагин (директор Института антропогенеза). Любовь Коршинова (кандидат педагогических наук, доцент). Илья Михнюк (проект «Нам нужна иная школа»).
Видеопротокол выступлений участников форума, часть 2
🎬 Выступающие: Людмила Туровская (писатель, филолог). Владимир Шемшук (писатель). Сергей Магнитов. Юрий Тюрин. Андрей Никонов (педагог). Андрей Христин. Роман Василишин (писатель).
Видеопротокол выступлений участников форума, часть 1
🎬 Выступающие: Анатолий Доронин (директор музея Константина Васильева). Роман Василишин (писатель). Кинсбурский Андрей. Сергей Сухонос (учёный, исследователь). Александр Ибрагимов (школа здравого смысла).
К сожалению, на форуме по глобализации «русского языка» совершенно отсутствует глобальный уровень анализа лингво-символических оснований истории мирового сообщества. Этот глобальный формат социальной истории человечества был намечен марксизмом в учении о социально-экономических формациях как ступенях исторического прогресса мировой цивилизации. Марксистскую «формационную модель» следует наполнить «символическим смыслом» языкового развития человечества. Я попытался смоделировать «языковую парадигму» исторического развития мирового сообщества: итогом стала следующая схема «языкового развития мировой цивилизации».
«52. Признание Языка генеральным средством творческого самовыражения и конструктивного общения людей предполагает его понимание в качестве антиномической, саморазвивающейся целостности, выступающей как «единство противоположностей» символических форм женской и мужской ментальности, потенциалов порождающей и регламентирующей деятельности, возможностей синтетических и аналитических языков. Следовательно, на каждом формационном этапе социальной истории человечества творческие силы общения людей концентрируются в соперничестве двух этнокультурных сообществ, поочередно доминирующих в исторической практике той или иной эпохи. Начало цивилизационного цикла развития человечества в период Древности не предполагает наличия «лидирующих» этнокультурных сообществ, которые пока еще качественно едины друг с другом в «сознательном» подражании природным процессам как представители коллективной энергии «человека разумного». Главной дифференцирующей особенностью человеческих сообществ того времени было отношение родства по материнской или отцовской линии.
53. Развитое состояние коллективной жизни людей определяется познанием различий природной и социальной необходимости, формированием институтов государственной власти как органов целенаправленного совершенствования общественной практики независимо от природных факторов. Разумный строй этого духовно «продвинутого» состояния социальной действительности выражается в раздвоении символических оснований исторической жизни общественных формаций. Так, древнеегипетский и аккадский (ассиро-вавилонский) языки господствовали в жизни древнейших цивилизаций Бронзового века. Древнегреческий и латинский языки доминировали в Античную эпоху. Арабский и тюркский языки получили приоритетное развитие в период Средневековья. Испанская и французская речь стали символами мировой культуры во времена Возрождения и Просвещения, тогда как немецкий и английский языки утвердились в качестве всеобщих потенциалов научного познания и технического прогресса в Новейшее время XIX–XX столетий.
54. Вопрос об этнокультурных лидерах наступившего XXI века остается открытым для широкого научного обсуждения и социально-исторического уточнения. Может быть, таким языком XXI века станет китайский как выразитель самосознания наиболее многочисленного этноса в современном «информационно-коммуникативном» социуме. Вполне возможно, что этим символическим лидером будет иврит как язык духовно наиболее независимого этноса, проявившего железную волю в своем национальном самоопределении, показавшего способность к творческому преодолению всех жизненных препятствий, утратившего 2000 лет назад свое государство и восстановившего его в ХХ веке. Но может быть, наконец, и русский язык скажет свое «верное» слово современному социуму, переполненному страданием и так нуждающемуся в словах утешения и веры в светлое будущее, наполненных православным смыслом всеобщей любви между странами и народами. Но одно можно твердо сказать: господство в современном мире англо-саксонского этноса подошло к концу. Сегодня мировому сообществу предстоит воочию наблюдать социально-историческое крушение Британии и разрушение «американской мечты» о мировом господстве. (См.:Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016 )
Спасибо за слова одобрения. Нам, то есть русским, надо помнить тривиальную истину, что «один в поле не воин». Высшим выражением разумной коллективной воли людей становится «государство. Поскольку Россия сложилась как многонациональное сообщество, постольку наряду с центральной властью в Российской федерации получили правовой статус «национальные автономии», среди которых нет «Русской автономной республики» как государственного объединения регионов с подавляющей массой русского населения. А без государственной концентрации «русской воли» идет постепенная деградация и «русского разума». На протяжении 20 лет я пытаюсь внедрить эту «простейшую истину» в головы читающей публики. Однако никакой нравственной поддержки на мои призывы к русскому разуму я так и не дождался: нужна активная пропаганда в СМИ идеологии «Русского государственного самоопределения» в рамках политико-правого единства РФ. Без своего «национально-государственного разума» русский народ окончательно распадется, свидетельством чего стала Киевская «антирусская революция». А с распадом русского народа погибнет и Россия. Поэтому ныне решается Судьба России: или русский разум конституируется в «Русскую автономную республику», или же настает «российский Апокалипсис» .
Стремительное свертывание социального пространства русского языка в мировом сообществе говорит об угасании Русского разума в реалиях глобального социума. Благородная попытка Романа Василишина сплотить русские массы для солидарного действия по защите жизненного пространства русского языка и утверждению русской воли в развитии страны вряд ли дадут должный эффект без активного подключения к процессу патриотических политических сил. Подобная сугубо культурно-лингвистическая стратегия возрождения Русского мира на основе «идеологии Русского слова» была предпринята в 2000-х годах мной вместе с д.фил.н. Лисицыной Т.А. в Великом Новгороде — в историческом центре зарождения Русского мира. После выпуска за 2000-2009 годы 10 сборников по проблематике русского языка как символической первоосновы русского социального единства мы были вынуждены признать свое бессилие пробудить новгородскую общественность для актуализации Русского дела в обустройстве современной России.
Для себя я сделал вывод, что без создания в рамках РФ особой «Русской автономной республики» стратегия «интеллектуального возрождения» русских масс на основе культивирования «русского языка» не приведет к успеху. Поэтому при всем моем одобрении организаторов форума я призываю их искать единомышленников среди патриотических сил страны. Надеюсь, что лидеры этих сил понимают значение Русского языка в самоопределении России в реалиях глобального социума.
Открытие Форума глобализации русского языка является важнейшим идеологическим рубежом в деле духовного возрождения Русского мира. Идеология языковой стратегии в духовном развитии российского социума была сформулирована мной на современном научно-философском и социально-историческом материале 20 лет назад, получив текстовое выражение в ряде изданий (Гореликов Л.А., Лисицына Т.А.Русский путь.Опыт этнолингвистической философии.Ч.1-3, Великий Новгород,1989.-384 с.; Лисицына Т.А., Гореликов Л.А. «Язык образования и образование языка» — инновационный императив развития России XXI века. — Великий Новгород, 2008. — 404 с.). Будем надеяться, что новая инициатива в реализации концепции глобализации Русского языка в современном мире получит должную поддержку в коллективных усилиях русских людей, еще сохранивших веру в великое предназначение России и всемирное значение Русского Слова
К сожалению, на форуме по глобализации «русского языка» совершенно отсутствует глобальный уровень анализа лингво-символических оснований истории мирового сообщества. Этот глобальный формат социальной истории человечества был намечен марксизмом в учении о социально-экономических формациях как ступенях исторического прогресса мировой цивилизации. Марксистскую «формационную модель» следует наполнить «символическим смыслом» языкового развития человечества. Я попытался смоделировать «языковую парадигму» исторического развития мирового сообщества: итогом стала следующая схема «языкового развития мировой цивилизации».
«52. Признание Языка генеральным средством творческого самовыражения и конструктивного общения людей предполагает его понимание в качестве антиномической, саморазвивающейся целостности, выступающей как «единство противоположностей» символических форм женской и мужской ментальности, потенциалов порождающей и регламентирующей деятельности, возможностей синтетических и аналитических языков. Следовательно, на каждом формационном этапе социальной истории человечества творческие силы общения людей концентрируются в соперничестве двух этнокультурных сообществ, поочередно доминирующих в исторической практике той или иной эпохи. Начало цивилизационного цикла развития человечества в период Древности не предполагает наличия «лидирующих» этнокультурных сообществ, которые пока еще качественно едины друг с другом в «сознательном» подражании природным процессам как представители коллективной энергии «человека разумного». Главной дифференцирующей особенностью человеческих сообществ того времени было отношение родства по материнской или отцовской линии.
53. Развитое состояние коллективной жизни людей определяется познанием различий природной и социальной необходимости, формированием институтов государственной власти как органов целенаправленного совершенствования общественной практики независимо от природных факторов. Разумный строй этого духовно «продвинутого» состояния социальной действительности выражается в раздвоении символических оснований исторической жизни общественных формаций. Так, древнеегипетский и аккадский (ассиро-вавилонский) языки господствовали в жизни древнейших цивилизаций Бронзового века. Древнегреческий и латинский языки доминировали в Античную эпоху. Арабский и тюркский языки получили приоритетное развитие в период Средневековья. Испанская и французская речь стали символами мировой культуры во времена Возрождения и Просвещения, тогда как немецкий и английский языки утвердились в качестве всеобщих потенциалов научного познания и технического прогресса в Новейшее время XIX–XX столетий.
54. Вопрос об этнокультурных лидерах наступившего XXI века остается открытым для широкого научного обсуждения и социально-исторического уточнения. Может быть, таким языком XXI века станет китайский как выразитель самосознания наиболее многочисленного этноса в современном «информационно-коммуникативном» социуме. Вполне возможно, что этим символическим лидером будет иврит как язык духовно наиболее независимого этноса, проявившего железную волю в своем национальном самоопределении, показавшего способность к творческому преодолению всех жизненных препятствий, утратившего 2000 лет назад свое государство и восстановившего его в ХХ веке. Но может быть, наконец, и русский язык скажет свое «верное» слово современному социуму, переполненному страданием и так нуждающемуся в словах утешения и веры в светлое будущее, наполненных православным смыслом всеобщей любви между странами и народами. Но одно можно твердо сказать: господство в современном мире англо-саксонского этноса подошло к концу. Сегодня мировому сообществу предстоит воочию наблюдать социально-историческое крушение Британии и разрушение «американской мечты» о мировом господстве. (См.:Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016 )
Увы, Лев Александрович, но с вами сложно НЕ согласиться. Жалкое зрелище. Всё как обычно: Де-русификация ведется именно из самой России
Спасибо за слова одобрения. Нам, то есть русским, надо помнить тривиальную истину, что «один в поле не воин». Высшим выражением разумной коллективной воли людей становится «государство. Поскольку Россия сложилась как многонациональное сообщество, постольку наряду с центральной властью в Российской федерации получили правовой статус «национальные автономии», среди которых нет «Русской автономной республики» как государственного объединения регионов с подавляющей массой русского населения. А без государственной концентрации «русской воли» идет постепенная деградация и «русского разума». На протяжении 20 лет я пытаюсь внедрить эту «простейшую истину» в головы читающей публики. Однако никакой нравственной поддержки на мои призывы к русскому разуму я так и не дождался: нужна активная пропаганда в СМИ идеологии «Русского государственного самоопределения» в рамках политико-правого единства РФ. Без своего «национально-государственного разума» русский народ окончательно распадется, свидетельством чего стала Киевская «антирусская революция». А с распадом русского народа погибнет и Россия. Поэтому ныне решается Судьба России: или русский разум конституируется в «Русскую автономную республику», или же настает «российский Апокалипсис» .
Стремительное свертывание социального пространства русского языка в мировом сообществе говорит об угасании Русского разума в реалиях глобального социума. Благородная попытка Романа Василишина сплотить русские массы для солидарного действия по защите жизненного пространства русского языка и утверждению русской воли в развитии страны вряд ли дадут должный эффект без активного подключения к процессу патриотических политических сил. Подобная сугубо культурно-лингвистическая стратегия возрождения Русского мира на основе «идеологии Русского слова» была предпринята в 2000-х годах мной вместе с д.фил.н. Лисицыной Т.А. в Великом Новгороде — в историческом центре зарождения Русского мира. После выпуска за 2000-2009 годы 10 сборников по проблематике русского языка как символической первоосновы русского социального единства мы были вынуждены признать свое бессилие пробудить новгородскую общественность для актуализации Русского дела в обустройстве современной России.
Для себя я сделал вывод, что без создания в рамках РФ особой «Русской автономной республики» стратегия «интеллектуального возрождения» русских масс на основе культивирования «русского языка» не приведет к успеху. Поэтому при всем моем одобрении организаторов форума я призываю их искать единомышленников среди патриотических сил страны. Надеюсь, что лидеры этих сил понимают значение Русского языка в самоопределении России в реалиях глобального социума.
Открытие Форума глобализации русского языка является важнейшим идеологическим рубежом в деле духовного возрождения Русского мира. Идеология языковой стратегии в духовном развитии российского социума была сформулирована мной на современном научно-философском и социально-историческом материале 20 лет назад, получив текстовое выражение в ряде изданий (Гореликов Л.А., Лисицына Т.А.Русский путь.Опыт этнолингвистической философии.Ч.1-3, Великий Новгород,1989.-384 с.; Лисицына Т.А., Гореликов Л.А. «Язык образования и образование языка» — инновационный императив развития России XXI века. — Великий Новгород, 2008. — 404 с.). Будем надеяться, что новая инициатива в реализации концепции глобализации Русского языка в современном мире получит должную поддержку в коллективных усилиях русских людей, еще сохранивших веру в великое предназначение России и всемирное значение Русского Слова